Понятие и виды источников экологического права

Общее понятие источников экологического права. Классификация источников экологического права. Основные источники экологического права. Проблемы развития экологического законодательства. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды. Для того чтобы объяснить понятие экологического права вообще и экологического в частности, следует показать возможность их разнообразия и видов в различных странах и в России для того, чтобы более осмысленно осуществлять эколого-правовые нормы, полноценнее пользоваться своими правами, осознавать свое место в реализации правовых установлений. Целью моей работы является определить понятие источников экологического права, и требования к ним, привести классификацию источников по различным основаниям, а также рассмотреть наиболее важные российские источники экологического права. Указанные вопросы проанализированы на основе действующего законодательства Российской Федерации, специальной литературы по данной проблеме, а также опубликованной практики. Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указa, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме. Под понятие и виды источников экологического права экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В правовом государстве не может рассматриваться в качестве источника права, в частности экологического, ненормативный акт. Кроме того, поскольку он содержит эколого-правовые предписания, противоречащие закону, он является по своей сути неправовым. По решению суда такой акт не может применяться. Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным понятие и виды источников экологического права, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного иного законодательства. Необходимо научиться находить эколого-правовые нормы в нормативно-правовых актах. Речь идет о так называемых экологизированных нормативных актах. Противоречия между эколого-правовой нормой и ее носителем - понятие и виды источников экологического права актом обусловлены и потребностями юридической техники, в соответствии с которыми конструируются нормативно-правовые акты. Так, гипотеза подавляющего числа норм Особенной части всех природно-ресурсовых нормативных актов, указывающая на то, кто может быть природопользователем, отделена от диспозиций и закреплена в Общей части, чем обеспечена текстовая экономия всего нормативного акта, так как одна статья "обслуживает" десятки статей Особенной части. Кроме того, эколого-правовая норма может быть выражена и "молчанием" нормативно-правового акта. В целом можно выделить три основные группы признаков, по которым правовые нормы не совпадают с их носителями - источниками экологического права: 1 по форме выражения. Источник права может быть выражен только нормативным текстом, и поэтому устных источников экологического права не существует. Источник существует только в виде каких-либо нормативно-правовых актов: закон, кодекс, устав, положение, инструкция и т. Правовая же норма может быть выражена и отсутствием того или иного нормативно-правового акта или его молчанием. Если эколого-правовые нормы составляют экологическое право как отрасль права, то нормативно-правовые акты составляют отрасль законодательства. Отрасль права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законодательства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную структуру. Например, наряду с земельным законодательством РФ существует земельное законодательство и других субъектов РФ; 3 по структуре первичных элементов, составляющих норму права и нормативный акт. Если норма права имеет постоянную структуру гипотезу, диспозицию, санкциюто нормативно-правовой акт может содержать бесконечное понятие и виды источников экологического права внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы и т. Соответственно в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно-правового акта может содержаться несколько правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких нормативно-правовых актах. Источники экологического права должны отвечать следующим требованиям: 1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативных актов. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь форму, определенную законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ - постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие органы исполнительной власти издают приказы инструкции и т. В случае нарушения формы принятого нормативного акта он должен быть отменен. Наконец, для того, чтобы тот или иной документ стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, сели оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранных работ и т. Вопрос об источниках экологического права представляет собой многообразие нормативно-правовых актов. Помогает ориентироваться в этом многообразии классификация информационного массива, которая будет рассмотрена в следующем параграфе. В цивилизованном юридическом про­странстве, где функционируют различ­ные исторически обусловленные правовые системы, существуют следующие виды источников правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи идоктрины, рели­гиозные тексты. Не все эти источники права действуют од­новременно и с одной силой — на их действие влияют спе­цифические черты правовых систем той или иной страны особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для России характер­но главенствование нормативных актов в большинстве от­раслей права, но в последнее время, и прежде всего в об­ласти охраны среды, начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи. В ряде других стран приоритетное значение имеет су­дебный прецедент, т. В этих и некото­рых других англоязычных странах публикуются подробные судебные отчеты и судебные решения, они вводятся понятие и виды источников экологического права ком­пьютерную базу данных, откуда юристы могут почерпнуть информацию о предыдущей судебной практике. Историчес­ки это было обусловлено тем, что в борьбе королей с пар­ламентом суды относились к прерогативе королей и путем провозглашения использования судебного прецедента суды получали соответствующую независимость и свободу от за­конов, принимаемых парламентом. Распространенным считается мнение о том, что России не известен судебный прецедент ввиду отсутствия обяза­тельности одних понятие и виды источников экологического права решений для остальных судов. Такая точка зрения оправданна в том смысле, что преце­дентного права в общепринятом понимании в России действительно нет. Однако существует авторитет решений од­них судов для других — решения судов субъектов Российс­кой Федерации по конкретным и кассационным делам не­редко публикуются и, как правило, учитываются нижесто­ящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Вер­ховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, опре­деления их Коллегий являются обязательными для осталь­ных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент занимает хотя и ограниченное, но определенное место. Идеи и доктрины, т. В романо-германской правовой семье основные положения права были эмулированы в университетских стенах. Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит заключения древних и современных толкователей религиозных текстов Корана — священной книги, речи и заповеди Аллаха, и Сунны — сборника жизнеописания пророка Мухаммеда. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации использования природных ресурсов, воспитания надле­жащего к ним отношения. Что же касается воззрений, идей и доктрин российских юристов, то последние десятилетия им должного зна­чения не придавалось, их назначение виделось в обслуживании воли высших должностных лиц, в чем отдельные граж­дане достаточно преуспели. Однако аргументированные, научно обоснованные мнения авторитетных ученых прини­маются во внимание при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, в общих и арбитражных судах, Имеются при­меры использования в судах и при вынесении решений до­водов, изложенных в научно-практических понятие и виды источников экологического права и пособиях. Применительно к источникам экологического права можно дать следующую классификацию: 1. По юридической силевсе источники подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом РФ - Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Среди законов можно выделить федеральные законы, занимающие верховное место среди нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства. Понятие и виды источников экологического права числу федеральных законов относят прежде всего Конституцию РФ, федеральные конституционные законы так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на реализацию экологического благополучия в стране ; иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные аспекты природопользования. Например, Законом о животном мире предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т. Федеральный закон РФ от 21 июля 1994 г. Конституционность нормативно-правового акта проявляется с позиций: а содержания правовых норм в данном нормативном акте. Например, если права граждан и организаций в эколого-правовом акте ущемлены вопреки установленным Конституционным положениям, то такой эколого-правовой акт может быть признан не соответствующим Конституции РФ; б формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постановления как формы принятия нормативно-правового акта, установленной законом, был издан приказ, то есть форма, не предусмотренная законом, то такой акт может быть признан неконституционным; в порядка принятия нормативно-правового акта, введения его в действие и опубликования. Например, нельзя считать конституционным такой нормативный акт, который не был опубликован и доведен до исполнителей; г установленной Конституцией РФ компетенции между федеральными органами государственной власти. Например, если Государственная Дума Федерального Собрания РФ примет эколого-правовой акт без одобрения Совета Федерации, будет явное нарушение разграничения компетенции между этими органами; д разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным иным договором о разграничении предметов ведения. Например, признается неконституционным нормативно-правовой акт, который принимается органами власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к компетенции федеральных органов государственной власти. Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы понятие и виды источников экологического права характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов. По предмету регулированиявсе источники профессор Ерофеев классифицирует на общие и специальные. Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования охватывает как экологические общественные отношения, так иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, жилищные, семейные и прочие отношения. Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические общественные отношения. По направленностиправового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку и т. Понятие и виды источников экологического права источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения природопользования, являются формой его обеспечения. Так, для получения земельного участка в пользование законом предусмотрена процедура обращения в местные органы исполнительной власти, оформления землеустроительных документов, выбора места отвода, согласования места отвода участка с понятие и виды источников экологического права лицами и т. По характеру нормативно-правовых актовисточники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативные акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. К их числу следует отнести прежде всего Закон РФ об охране окружающей природной среды. Подавляющее число экологических нормативно-правовых актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы природопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в понятие и виды источников экологического права инкорпорации, то есть объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов. По степени значимостив регулировании экологических общественных отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные. Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, в основном, технико-юридический характер и позволяют применять тот или иной нормативный акт к регулируемому правоотношению. Отсутствие вспомогательных нормативных актов затрудняет применение и основных. Источники экологического права образуют различные законодательства, которые имеют свою систему: по горизонтали и повертикали. По горизонталиэкологическое законодательство подразделяется на при родоохранное и природоресурсноезаконодательство. К природоресурсному законодательствуотносятся: - Земельный кодекс РФ ЗК РФ ; - Водный кодекс РФ. Как источник экологического права ВК РФ состоит из общей, особенной и заключительной части. Общая часть уделяет внимание таким вопросам, как: объекты водных отношений, субъекты водных отношений; устанавливает право собственности и другие пра­ва на водные объекты, а также основания приобретения и прекращения прав пользования водными объектами; предусматривает осущест­вление и защиту прав пользования водными объектами, государственное управление в области использования и охраны водных объектов, экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов, ответственность за нарушение водного законодательства РФ. Особенная часть уделяет внимание целевому использо­ванию водных объектов, целям использования водных объектов; - Лесной кодекс РФ, который устанавливает правовые основы рацио­нального использования, охраны, зашиты и воспроизводства лесов, по­вышения их экологического и ресурсного потенциала. Нормы ЛК РФ регулируют лесные отношения с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и дру­гих компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение Федеральный закон РФ "О животном мире"; - Закон РФ "О недрах" как источник экологического права регулирует отношения, которые возникают в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающе­го и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей иных специфических минеральных ресурсов, включая под­ земные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Этот закон содержит правовые и экономические основы комплексного ра­ционального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр; - Федеральный закон РФ "Об охране атмосферного воздуха". Как ис­точник экологического права определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами инормами международного права и международными договорами РФ. К природоохранному законодательствуотносятся нормативные акты: - Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды"; - Понятие и виды источников экологического права закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях"; - Федеральный закон РФ "Об экологической экспертизе". Деление по вертикалипредставляет собой иерархию соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ: Кон­ституция РФ, конституционные и федеральные законы, нормативные акты, указы и распоряжения Президента РФ, постановления распоряжения Пра­вительства РФ, нормативные акты субъектов РФ, а также нормативные акты министерств и ведомств, локальные нормативные акты. В приведенный перечень источников современного права окружающей среды России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Так, Конституция РФ ст. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФЛесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире». Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права. Одной из групп, входящих в систему конституционных основ, являются гуманитарные нормы. Этими нормами за гражданами РФ закрепляются определенные права и обязанности. В то же время Конституцией РФ за каждым гражданином за­креплена обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Вторую группу составляют природоресурсные нормы, которыми установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответ­ствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной иных формах собственности. Граждане их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц. Конституционные основы охраны окружающей среды включают так­же группу норм, определяющих компетенцию высших органов государст­венной власти. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Рос­сийской Федерациирегулирование понятие и виды источников экологического права защиту прав и свобод человека, в том числе экологических; понятие и виды источников экологического права собственность, В том числе на при­родные ресурсы; установление основ федеральной и экологической поли­тики; определение статуса и зашиты территориального моря, воздушного -пространства, исключительной экономической зоны понятие и виды источников экологического права континентального шельфа РФ, метеорологическую службу, стандарты, эталоны, метриче­скую систему исчисление времени; геодезию и картографию; наимено­вания географических объектов. В соответствии со ст. Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов проводится по предмету ведения, согласно которому Российская Федера­ция принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ в свою очередь имеют право на собственное регулирование экологических отношений вне пределов ведения Российской Федерации. При этом в Конституции РФ отмечено, что законы иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могутпротиворечить федеральным законам. Российская Федерация в том числе в качестве правопреемницы СССР является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и понятие и виды источников экологического права отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г. Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это — особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций. Кроме того, Конституция РФ — это весьма существенный шаг в направлении распространения юридической силы международного права на регулирование общественных отношений в пределах государства. В соответствии с ч. Что касается международных актов в области прав человека понятие и виды источников экологического права гражданина, то в соответствии с Конституцией РФ, а также в связи со вступлением России в Совет Европы они стали источниками национального права в части признания, регулирования в целях обеспечения и защиты экологических прав личности в России. Поэтому к источникам национального права относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон. Это означает прежде всего, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты, должно определяться основное содержание правового регулирования общественных понятие и виды источников экологического права собственности на природные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды. Закон есть средство закрепления государственной экологической политики. Поэтому как акт, принимаемый органом представительной ветви государственной власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Таким образом, народ через своих представителей в законодательных органах имеет возможность формулировать государственную экологическую политику. Особое место закона в системе источников экологического права обусловлено также тем, что все другие акты как источники права носят подзаконный характер. Их правовое содержание предопределяется обязательностью соответствия требованиям закона. Подзаконные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут применяться. Среди относящихся к экологическому праву законов России нужно отметитьФедеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с изм. Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. В той мере, в какой акты названных отраслей законодательства регулируют отношения в понятие и виды источников экологического права взаимодействия общества и природы, они служат источниками экологического права. Нормативные предписания в данной сфере предусмотрены в большинстве отраслей российского законодательства. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ и др. Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов человека и гражданина, выполнение правовых требований природопользования и охраны окружающей среды призваны обеспечивать правоохранительные органы милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, общие суды, арбитражные суды. От 30 ноября 1994г. Названные виды нормативных правовых актов носят подзаконный характер. В системе источников экологического права они расположены в определенной иерархии и занимают значительное место. Следует отметить, что с учетом перспектив создания правового государства их удельный вес должен быть существенно уменьшен. Основное содержание правовых норм должно быть предусмотрено законом. Преимущественно законами должны устанавливаться первичные нормы права, конкретизируемые и развиваемые затем в подзаконных актах. В то же время роль подзаконных актов в механизме действия права существенна. В теории права высказывается точка зрения, что «в понятие и виды источников экологического права в форме конкретизации реализуется право, выраженное в законах». Нормотворческая компетенция Президента Россиипредусмотрена ст. Источниками экологического права являются те из них, которые устанавливают нормы права, т. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и понятие и виды источников экологического права законам. В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в системе нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с изм. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" с изм. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы". В соответствии с Конституцией России нормотворческая компетенция Правительства РФв области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента. Это положение, вытекающее из принципа разделения властей, означает, что правительство может создать норму права лишь в понятие и виды источников экологического права делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Таковы постановления Правительства РФ:. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении понятие и виды источников экологического права определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в ред. N 1049 "О заключении Соглашения об охране использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания"; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1289 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" с изм. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" и др. Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты понятие и виды источников экологического права и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, понятие и виды источников экологического права отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли. Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов вправе принимать в соответствии с генеральными законами законы иные нормативные правовые акты, а вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и совместного ведения осуществлять собственное правовое ре­гулирование, включая принятие законов иных нормативных правовых актов. Так, например, законы о земле Саратовской области, Самарской области, Земель­ный кодекс Республики Татарстан. Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных исполнительных органов местного самоуправления, если в соответствии со ст. Такие полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он относит к ведению местного самоуправления принятие изменение уставов понятие и виды источников экологического права образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды. Являются ли решения, принимаемые судами по вопросам, отнесенным к предмету права окружающей среды, источником права? Наиболее распространенная позиция выражена Петровым: «Решения судов, несмотря на свою оригинальность и юридическую грамотность, не могут служить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу. Отсюда следует, что российская доктрина рассматривает судебную практику лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений». Полагается, что анализ роли судов в контексте принципа разделения властей и признания судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти дает основание для существования иной позиции. Ее суть — в признании судебной практики источником права окружающей среды, поскольку в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти. Так, в соответствии с ч. Отсюда следует, что в суд может быть обжалован нормативный акт любого уровня. При этом Конституционный Суд может признать акты неконституционными, что является основанием для их отмены. Решения других органов, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суды ст. Решение суда о признании неконституционным и отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников общественных отношений. По существу, такое решение оказывается безусловно нормотворческим. Разъяснения пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер понятие и виды источников экологического права, бесспорно, являются источником права. Одной из проблем развития экологического законодательства является проблема разграничения полномочий между понятие и виды источников экологического права органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Однако, по мнению профессора Бобылева, такое разграничение порождает много противоречий в практике регулирования отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Особенно политизированной выглядит формулировка "совместное ведение", в которой не находит отражения юридическая норма. Видимо, целесообразнее закрепить в Конституции гражданско-правовую норму о форме собственности на природные ресурсы, находящиеся в "совместном ведении". Законодательство устанавливает, что природные ресурсы могут находиться в государственной собственности РФ, в государственной собственности субъектов РФ и "совместном ведении". Поэтому важным является установление режима собственности, пользования тех объектов природы, которые находятся в "совместном ведении". Тормозом к цивилизованному разграничению полномочий является, по мнению автора, отсутствие федерального закона, определяющего правовое положение субъектов РФ с учетом накопленного опыта федерального устройства РФ. С обозначенной проблемой следует согласиться без сомнения. Понятие и виды источников экологического права не следует смешивать разграничение предмета ведения и разграничение государственной собственности на природные ресурсы, так как по сути речь идет о сфере управления природными объектами и о видах государственной собственности федеральной и субъектов Федерации на них. Об этом свидетельствует ст. В развитие данного положения п. Таким образом, законодательно урегулирован как раз режим объектов природы, находящихся в совместном ведении. Не регулированным остается режим разграничения государственной собственности на федеральную и субъектов Федерации. Современное экологическое право США включает совокупность нормативных актов, принимаемых законодательными исполнительными органами Федерации, штатов и местных органов. Основу построения этой системы составляют принципы федерализма и верховенства федерального права, призванные обеспечить, с одной стороны, независимость законотворчества на различных уровнях власти, а с другой - единство и сбалансированность правовых требований на всей территории страны. В свою очередь оба конституционных принципа служат исходной точкой для установления законодательной прерогативы каждого уровня. В США установление прерогативы или преимущественного права используют в качестве основного механизма разграничения совместной компетенции между уровнями власти, в сферу которой входит правовое регулирование охраны окружающей среды. На практике установление понятие и виды источников экологического права федерального или штатного законодательства имеет характер сложного, порой конфликтного процесса, на который оказывают влияние, помимо толкований самой Конституции, политические приоритеты и правовые традиции. В процессе перераспределения компетенции наблюдается существующая уже много лет тенденция к усилению позиций Федерации в области правового регулирования охраны окружающей среды. В результате в настоящее время федеральное экологическое законодательство занимает доминирующие позиции. Установление федеральной прерогативы означает лишение штата права осуществлять собственное правовое регулирование по данному вопросу. Техника установления прерогативы Федерации включает фактическое принятие федерального экологического закона в конкретной области, после чего соответствующие правила штатов, если они были приняты ранее в данной области, перестают действовать. При этом прерогатива штатов и местных органов, или право осуществлять правовое регулирование по отдельным более узким вопросам, может оговариваться в таких законах или же возникает автоматически на основании применения доктрины так называемых "полицейских полномочий", позволяющих штатам и местным органам вводить экологические ограничения в интересах охраны "здоровья, безопасности, морали и общего благосостояния местного населения". Для установления своих законодательных полномочий штаты нередко прибегают к помощи судов. Распространенным способом является также заключение договоров. Эти меры позволяют штатам развивать свое экологическое законодательство, отражающее специфику штата, без вхождения в противоречие с федеральным законодательством. С учетом российских проблем интересов в американском опыте привлекают внимание следующие моменты. В силу комплексного характера экологического права разграничение компетенции не останавливается на принятии одного или ряда законов, определяющих меру допустимых законодательных полномочий каждого уровня. Скорее разграничение компетенции в целом и в области охраны окружающей среды - это постоянный процесс, который развивается под влиянием и правовых традиций, и меняющихся общественных условий, и приоритетов в государственной политике, и судебных решений. Вместе с тем этот процесс подчинен своим правилам и базируется на принципах и критериях, позволяющих поддерживать предсказуемость принимаемых решений, предупредить излишний, необоснованный диктат центра или, наоборот, его уход от решения общегосударственных проблем. В новой России разграничение компетенции в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования вступило понятие и виды источников экологического права начальную фазу. В настоящее время происходит накопление нормативного материала, осуществляются попытки выработать взаимоприемлемые для Федерации и субъектов Федерации подходы. Однако нерешенных проблем еще достаточно. Разграничение компетенции, особенно в области распоряжения природными ресурсами, остается конфликтной сферой внутригосударственных отношений. Все еще не ясно, на каких принципах будет поделена государственная собственность и каким образом будет разграничено управление ею. Решить одним разом эти и другие проблемы не представляется реальным. Вместе с тем опыт США позволяет извлечь некоторые уроки. Прежде всего ясно, что физическое разделение государственной собственности не является панацеей от конфликтов по разграничению полномочий. Будет невозможно полностью исключить участие субъектов Федерации или местных органов, скажем, в управлении федеральной собственностью, понятие и виды источников экологического права есть вопрос о разграничении снят не будет. Чтобы устранить дублирование правового регулирования на федеральном и понятие и виды источников экологического права уровнях и возникновение здесь противоречий, может оказаться полезным принцип, применяемый в США, который исключает параллельное регулирование субъекта Федерации в сфере действия федерального закона, кроме случаев, когда последнее прямо не разрешено законом. В американской теории и практике постепенно сложились технико-юридические методы контроля жизнеспособности понятие и виды источников экологического права, позволяющие поддерживать акты экологического права в состоянии оптимальной активности. Ясное установление конкретных целей каждого закона, установление сроков достижения этих целей и этапов финансирования дисциплинируют правореализацию и повышают эффективность правового регулирования. Постоянная оценка эффективности законодательства является частью американской правотворческой работы и основанием для своевременных корректировок правовых актов. Что касается содержательной стороны экологического права, обращает на себя внимание высокая детализированность правовых норм, подробная регламентация прав и обязанностей, ясность целей и определенность ожидаемых результатов. К решению каждой индивидуальной проблемы американский законодатель подходит как к решению математической задачи, когда путь к однозначно понимаемому ответу лежит через цепочку правильно совершенных и логически взаимосвязанных действий. Российский же закон ориентирован на провозглашение стратегических задач, общих принципов, простых и универсальных решений. Недостатками такого подхода являются риск разночтений, вольных толкований, трудности контроля или понятие и виды источников экологического права неисполнения законодательных положений. В этом смысле детализированное американское законодательство, понятие и виды источников экологического права сложные правовые режимы и множество барьеров для неисполнения, преодолевает эти недостатки. Особенностью американского экологического права является взаимосвязанное развитие материальных и процессуальных норм. Процессуальные нормы помогают расшифровать, обеспечить единое понимание порой страдающих декларативностью целей, задач, прав и обязанностей. Благодаря этому уже в момент издания закон переводится в практическую плоскость, трансформируя провозглашенные обязанности в последовательность конкретных, ясно обозначенных исполнительных действий. Процедура позволяет также уверенно применять закон, определять правонарушение и доказывать вину. В США, как и в России, административно-правовое регулирование является главным методом государственной деятельности по реализации экологических требований законодательства. Поэтому в масштабе правовых норм экологической сферы большой удельный вес занимают подзаконные нормы и акты, издаваемые министерствами, ведомствами и другими органами исполнительной власти. Обилие подзаконных нормативных актов - характерная черта американского экологического права. Однако угроза беспредельного расширения ведомственного правотворчества с его плюсами и минусами поставила государство перед необходимостью установления жестких правовых рамок материального и процессуального характера для такой деятельности государственных органов. Как американское государство отреагировало на эту необходимость? Прежде всего, был введен в действие принцип, по которому органы исполнительной власти вправе принимать нормативные акты только тогда и по тем вопросам, когда это прямо указано в законе. Во-первых, процедура принятия ведомственных нормативных актов жестко и подробно урегулирована Законом об административной процедуре. Элементами процедуры являются сроки, формы законопроектной работы, круг участников, привлечение общественности, предварительная публикация текста, порядка апробации, возможность судебного обжалования и т. Но в американской практике ведомственного правотворчества имеется и немало отрицательных моментов и слабых сторон. Даже, казалось бы, такое позитивное явление, как открытый доступ граждан к правительственной информации и правотворческому процессу, приводит к удорожанию и затягиванию процесса и часто не дает полезного результата. Наиболее важной проблемой развития экологического законодательства на уровне субъектов Федерации является реализация их понятие и виды источников экологического права в рамках федерального законодательства. Таким образом, я определил, что под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Классифицировать источники экологического права можно по некоторым основаниям: По юридической силе — на законы и подзаконные акты. По предмету регулирования — на общие понятие и виды источников экологического права специальные. По характеру правового регулирования — на материальные и процессуальные. По характеру нормативные правовые акты - на кодифицированные и не являющиеся таковыми. По степени значимости - на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные. Нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ от 25 октября 2001 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах" Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в ред. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в ред. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы понятие и виды источников экологического права федеральных органов исполнительной власти" Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 Венская конвенция о праве международных договоров Вена, 23 мая 1969 г. Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 г. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия Париж, 16 ноября 1972 г. Специальная литература: Бобылев Экологическое право право окружающей среды : Учебник для высших юридических учебных заведений. Экологическое право: Учебное пособие. Экологическое право США: сравнительно - правовое исследование: Автореф. Экологическое право: Учебное пособие. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации Отв. Лазарев - Система ГАРАНТ, 2003 г. Экологическое право России: Учебник. Судебная практика как источник права. Понятие и виды источников экологического права государства и права. Экологическое право: Учебное пособие. Теория государства и права. Экологическое право право окружающей среды : Учебник для высших юридических учебных заведений. Экологическое право: Учебное пособие. Экологическое право право окружающей среды : Учебник для высших юридических учебных заведений. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации Отв. Лазарев - Система ГАРАНТ, 2003 г. Экологическое право: Учебное пособие. Экологическое право право окружающей среды : Учебник для высших юридических учебных заведений. Экологическое право России: Понятие и виды источников экологического права. Судебная практика как источник права. Экологическое право США: сравнительно - правовое исследование: Автореф.

Смотрите также:
  1. Органы экологического управления специальной компетенции. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

  2. Источник существует только в виде каких-либо нормативно-правовых актов: закон, кодекс, устав, положение, инструкция и т. Процедура позволяет также уверенно применять закон, определять правонарушение и доказывать вину.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: